Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта

Содержание
  1. Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку
  2. Права и обязательства заказчика и исполнителя
  3. Правовое регулирование
  4. Типичные нарушения и взыскания
  5. Расчет неустойки по 44-ФЗ
  6. Как избежать взыскания
  7. Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам
  8. Пени
  9. Штрафы для заказчика
  10. Штрафы для поставщика
  11. Штрафы для поставщика — СМП или СОНО
  12. Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт
  13. Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения
  14. Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям
  15. Расчет штрафов по 44-ФЗ
  16. Штрафы для СМП и СОНКО
  17. Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
  18. Расчет пени по 44-ФЗ
  19. Административная ответственность по КоАП
  20. Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков
  21. Санкции по 44-ФЗ: новые правила | Контур.Закупки
  22. Как начислять пени
  23. Если нарушитель — заказчик
  24. Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта
  25. Если нарушитель — поставщик
  26. Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ
  27. Если поставщик — СМП или СОНКО
  28. Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
  29. Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта
  30. Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»
  31. Если обязательство не имеет стоимостного выражения
  32. Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки
  33. Прочие штрафы
  34. Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам

Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения

Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Пени

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств.

При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта.

В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст.

93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.

10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0».

Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0».

Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов.

Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр.

При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) – устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств.

Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки.

Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами.

Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1580

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

8 июня Артем Пилипко Аналитик с опытом работы в налоговых органах

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы.

За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием.

В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.до 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 до 500 млнОт 500 млн до 1 млрдОт 1 до 2 млрдОт 2 до 5 млрдОт 5 до 10 млрдОт 10 млрд
Штраф, %10510,50,40,30,250,20,1

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб.До 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 млн
Штраф, руб1 0005 00010 000100 000

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.До 3 млн руб.От 3 до 50 млн руб.От 50 до 100 млн руб.От 100 млн руб.
Штраф, руб1 0005 00010 000100 000

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Административная ответственность по КоАП

В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Статья КоАПВид нарушенияСумма штрафа
ч.1 ст.7.29Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ30 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29.3Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)10 000 руб. — на должностное лицо
ч.3 ст.7.29Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено30 000 руб. — должностное лицо
ч.1.4 ст.7.30Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований15 000 руб. — на должностное лицо;50 000 руб. — на юрлицо
ч.3 ст.7.30В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
ч.4 ст.7.30Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • требования к участникам закупки;
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.
ч.4.1 ст.7.30В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участниковдолжностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
ч.4.2 ст.7.30Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ3 000 руб. — на должностное лицо
ч.2.1 ст.7.30Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями10 000 руб. — на должностное лицо
ч.7 ст.7.30Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ50 000 руб. — на должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
ч.13 ст.7.30Не более чем на 2 рабочих дня3 000 руб. — на должностное лицо
ч.14 ст.7.30более чем на два рабочих дня30 000 руб. — на должностное лицо
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
ч.1 ст. 7.31.1Не более, чем на 3 рабочих дня5 000 руб. — на должностное лицо;30 000 руб. — на юрлицо
ч.2 ст. 7.31.1 1более, чем на 3 рабочих дня15 000 руб. — на должностное лицо;90 000 руб. — на юрлицо
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов
ч.1 ст.7.32При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо
ч.2 ст.7.32Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.3 ст.7.32Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.50 000 руб. — на должностное лицо
ч.4 ст.7.32Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.20 000 руб.  — на должностное лицо;200 000 руб. — на юрлицо
ч.5 ст.7.32Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услугНа должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.6 ст. 7.32Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта50 000 руб. — на должностное лицо;200 000 руб. — на юрлицо
ч.7 ст.7.32Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;
ч.9 ст.7.32Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.20 000 руб. — на должностное лицо
ч.10 ст. 7.32Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.20 000-50 000 руб. — на должностное лицо
ч.1 ст.7.32.5Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.32.5Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАПдисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)
ч.1 ст.7.31В РНП включена заведомо недостоверная информация50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.31Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.20 000 руб. — на должностное лицо
Закупки у СМП и СОНКО
ч.11 ст.7.30Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ50 000 руб. — на должностное лицо
Невыполнение в срок законного предписания
ч.7 ст.19.5Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;500 000 руб. — на юрлицо
Нарушения при предоставлении информации в ФАС
ч.1 ст.19.7.2Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.15 000 руб. — на должностное лицо;100 000 руб. — на юрлицо

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2020/6/15743

Санкции по 44-ФЗ: новые правила | Контур.Закупки

Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта

В конце 2017 года было внесено изменение в процесс начисления санкций, которые грозят сторонам контракта по закону 44-ФЗ. Их внесло постановление Правительства № 1042 от 30 августа 2017 года. Продолжая тему ответственности за нарушения в закупках, расскажем, как сейчас начисляются штрафы и пени заказчику и поставщику.

В контракте в обязательном порядке должны быть прописаны условия об ответственности сторон, поскольку они являются существенными. Исключение сделано лишь для некоторых случаев закупки у единственного поставщика (часть 15 статьи 34 закона 44-ФЗ).

Как и прежде, меры ответственности назначаются в виде штрафа и пеней. Пени устанавливаются за нарушение сроков, а штрафы — за нарушение условий контракта.

Как начислять пени

Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты.

Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780).

Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В общем случае формула расчета пеней выглядит так:

Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка,

где:

  • ЦК — это цена контракта;
  • Ставка ЦБ — ключевая ставка Банка России на день уплаты;
  • Просрочка — количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.

В ФАС считают недопустимым начисление пени в размере, более 1/300 ставки ЦБ. Пример — предписание Омского УФАС от 16 октября 2017 года № 03.10.1/279-2017.

В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части.

Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик осуществлял приемку товара (услуги) и оформлял и ее результаты.

Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293.

Если нарушитель — заказчик

Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме. Найти конкретные значения можно в следующей таблице.

Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта

Цена контракта, рублейШтраф, рублей
Не более 3 млн1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно)5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно)10 тыс.
Более 100 млн100 тыс.

Таким образом, какова бы ни была стоимость контракта внутри определенных диапазонов, штраф будет неизменным. Например, при цене контракта 100 тыс.

рублей или 3 млн рублей заказчику будет назначен одинаковый штраф — 1 тыс. рублей.

Если нарушитель — поставщик

Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ

Цена контракта (этапа), рублейШтраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн10%
От 3 млн до 50 млн (включительно)5%
От 50 млн до 100 млн (включительно)1%
От 100 млн до 500 млн (включительно)0,5%
От 500 млн до 1 млрд (включительно)0,4%
От 1 млрд до 2 млрд (включительно)0,3%
От 2 млрд до 5 млрд (включительно)0,25%
От 5 млрд до 10 млрд (включительно)0,2%
Более 10 млрд0,1%

Если поставщик — СМП или СОНКО

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

Цена контракта (этапа), рублейШтраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн3%
От 3 млн до 10 млн (включительно)2%
От 10 млн до 20 млн (включительно)1%

Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет. То же правило действует и наоборот.

Допустим, объявлена закупка для СМП, но она была признана несостоявшейся. Далее заказчик на основании пункт 25 части 1 статьи 93 закона заключает контракт с единственным поставщиком.

При этом в контракте прописываются штрафы, соответствующие условиям несостоявшейся закупки, то есть в размере, установленном для СМП.

Такой подход подтверждается решениями ФАС (например, Ивановского УФАС от 23 октября 2017 года № 07-15/2017-189).

Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта

Иногда в ходе электронного аукциона цена переходит через «0», то есть победивший участник платит за право заключить контракт. В этом случае при неисполнении либо ненадлежащем исполнении его обязательств размер штрафа устанавливается в процентах от НМЦК. Точные данные — в следующей таблице.

Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»

НМЦК, рублейШтраф от НМЦК
Не более 3 млн10%
От 3 млн до 50 млн (включительно)5%
От 50 млн до 100 млн (включительно)1%

Заказчики при проведении аукциона должны предусматривать возможность такого исхода и прописывать в контракте подобные условия. Иначе это может быть расценено как нарушение закупочного законодательства.

Если обязательство не имеет стоимостного выражения

Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами.

Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее.

Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму, а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК. В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.

Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки

НМЦК, рублейШтраф, рублей
Не более 3 млн1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно)5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно)10 тыс.
Более 100 млн100 тыс.

В контракте заказчику следует прописать, нарушение каких именно обязательств, не имеющих стоимостного выражения, влечет наложение штрафов на поставщика. Если заказчик этого не сделает, а поставщик такие обязательства нарушит, то оштрафовать могут уже самого заказчика.

Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.

Прочие штрафы

Кроме того, существуют специальные штрафы по отдельным видам нарушений:

  1. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту — 5% стоимости указанных работ.
  2. Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО)5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

В контракт следует включить положение о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. В практике ФАС бывали случаи, когда отсутствие такого положения было признано нарушением законодательства (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Если заключается отдельный вид контракта, который регулируется дополнительно другими нормативными актами, заказчику следует это учитывать. Например, контракт на электроснабжение предусматривает неустойку в соответствии с законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Заказчику необходимо прописать в контракте особенности применения штрафных санкций и пеней. Не допускается просто указать, что в случае определенных нарушений с поставщика будет взыскана неустойка на основании закона. Такое положение контракта может быть признано ФАС нарушением закупочного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/sankcii-po-44-fz-novye-pravila/

Ответы адвоката
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: